Почему люди заводят собаку, этого лохматого или не очень друга? Активная молодая пара видит в нем неутомимого спутника в их летних и зимних походах, любителя длительных прогулок, сплавов, купаний и посиделок у костра. Семейная пара мечтает о добром терпеливом друге детям, всегда готовом к играм, возне, но который, однако без трагедии воспримет отмену долгой прогулки из-за болезни ребенка. Пожилые люди хотят компенсировать утерянное внимание со стороны выросших и уехавших из семейного гнезда детей заботой о ласковой не чрезмерно активной небольшой собачке. Гламурная барышня мечтает прогуливаться, цокая каблучками, с практически игрушечной собачкой с розовом платьице и ошейнике со стразами. Брутальный молодой человек видит себя гуляющим с брутальным же псом, который важно вышагивает, играет мышцами и одним только видом отпугивает проходящих мимо людей. При этом все хотят, чтобы их собака была здоровой, без врожденных пороков, красивой, практически все хотят, чтобы собака соответствовала породе. Как правило, собака должна быть дружелюбной к другим собакам, иначе ни катание детей на санках, ни совместные походы на байдарках, ни выгул на каблучках не получатся. Также приветствуется спокойное отношение к людям. Охрану дома в современном мире собаке поручить нельзя: опытный преступник без труда избавится от вашего любимца, а соседский мальчишка, вероятно, все же не заслуживает столь жестокой кары за украденные яблоки (это если мы говорим о даче). В городской квартире люди также хотят продолжать общаться с друзьями, соседями, к детям и внукам приходят гости, собака должна относиться спокойно ко всем. Также немаловажный фактор то, как ведет себя собака в отсутствие кого-либо вообще дома. Современный горожанин много работает, рабочий день зачастую больше 8 часов, дорога к месту работы и обратно занимает очень много времени, а еще магазины, фитнес клубы, места отдыха, друзья и т.д. в результате большую часть времени питомец проводит один. Никому не хочется после напряженного трудового дня пробираться сквозь завалы в квартире, убирать содержимое мусорного ведра, равномерно разбросанное по кухне, натыкаться на кучки или лужицы, параллельно выслушивать жалобы соседей на вой в течение дня. Безусловно, все хотят, чтобы собака была послушной. Большинству людей мечтается, чтобы пес, радостно виляя хвостом вскакивал, бежал играть по первому зову владельца, приносил оброненные перчатки, искал потерянный ключ, прыгал в воду за палочкой, ловил бабочек, развлекал детей и гостей, но при этом, спокойно лежал на подстилке, если у хозяина выходной день, за окном дождь, или просто нет настроения. Конечно, собака должна приучиться к туалету на улице, любить мыть лапы, расчесываться, подрезать когти, не любить валяться в грязи, а тем более в тухлятинке, не подбирать объедки и очень желательно не линять. Какими же качествами должен обладать питомец, чтобы соответствовать этим требованиям? Безусловно, он должен стремиться жить в семье, стае, но не должен стремиться к доминированию над человеком. У собаки, особенно в щенячьем возрасте, должно отсутствовать стремление познавать мир, так как познают мир щенки на зубок. И детское поведение, желание играть должно сохраняться всю жизнь. Кто же может соответствовать вышеизложенным требованиям? Не писает, не хулиганит, играет по первому зову и не линяет? Мне кажется, это либо робот, либо тамагочи, возможно плюшевая игрушка. А живая собака? Это стайное животное, которое нуждается в общении с другими членами семьи, ей требуется внимание, ласка, общение, совместные игры. Если этого не будет, то собака будет чувствовать себя изгоем и будет несчастной. В стае собаки строят сложные иерархические взаимоотношения, мы можем наблюдать как в разных ситуациях то одно, то другое животное руководит каким-либо процессом. Также иерархические взаимоотношения собаки выстраивают и с людьми. При этом подавляющее большинство собак стремится занять лидирующую позицию. Здесь существует опасность того, что собака не может руководить жизнью людей, она просто не знает многих вещей: где взять еду, как безопасно проложить маршрут, с кем дружить, а кого бояться. Не зная всего этого, на собаку ложится непосильная нагрузка в организации правильной, безопасной и сытой жизни стаи, у собаки повышается тревожность, ухудшается здоровье, поведение становится деструктивным. Более высокое иерархическое положение проявляется не только в агрессии около миски или в нежелании отдать косточку, как предполагают многие. Когда собака напрыгивает, ставит лапы на человека, когда трогает его лапой, подталкивает носом – это тоже проявления требований к хозяину, побуждение его к нужным собаке действиям. Когда собака приносит игрушку, когда лает, просит с ней поиграть или погулять, тем более, когда не пускает на занятое ею кресло, не отдает игрушку – это проявление доминирования. У живой, а не виртуальной собаки есть физиологические потребности. С ней нужно гулять в любую погоду, в том числе и 1 января, и в свой день рождения, и после культурного похода в театр. С ней нужно выйти и несколько раз за ночь, если вдруг случится понос. Ее нужно куда-то пристроить, если вы соберетесь в отпуск. Ей нужно купить тот же хороший корм, даже если вам задерживают зарплату, так как резкая смена корма приведет к печальным последствиям. В конце концов, она может и заболеть. Существуют породные особенности. Не каждую собаку можно поселить во дворе частного дома в будку, даже если это будет супербудка. Если собаки сторожевых пастушьих пород спокойно воспримут такую жизнь, то декоративные или охотничьи породы к ней совсем не приспособлены. У каждой группы пород есть свои особенности. Например, терьеры от природы более активны, ретриверы абсолютно не способны к охране, питбули не приемлют сородичей. Помимо породных есть и особенности поведения, связанные с полом. Как правило, животные одного пола соперничают и наоборот, противоположного относятся друг к другу лояльно. Соперничество кобелей выражено более ярко, они стремятся пометить свою территорию, к которой относят и место выгула, а иногда и сук. Суки также могут проявлять агрессивное поведение к другим сукам. Кобели проявляют интерес к сукам круглогодично, что затрудняет выгул, начитавшись посланий от течных сук, могут быть беспокойными, отказываться от еды. Течка суки, как правило, 1-2 раза в год, резко меняет размеренный выгул хозяина, за собакой требуется повышенное наблюдение, хозяин должен быть готов дать отпор непрошенным женихам. Исходя из вышесказанного, становится ясно, что выбор собаки должен быть осознанным, взвешенным, с учетом интересов всех членов семьи, в том числе и ребенка. Но хочется отдельно добавить, что хуже покупки собаки именно ребенку может быть только решение подарить щенка другу. Также хочется отметить следующий факт. Собаки любых пород, в том числе традиционно считающихся в России «агрессивными», «охранными», «бойцовыми» и т.д в Европе в массе своей гораздо более дружелюбны по отношению к людям, чем в России. Это различие определяется двумя факторами. 1.В определенном возрасте большинство щенков всех пород открыто миру. Они радостно виляя хвостом, бегут знакомиться с людьми. Вот тут начинается различие. Если в Европе щенка приласкают, то в России хозяева просят не только случайных прохожих не гладить щенка, но и знакомых, владельцев других собак, образующих «прогулочную стаю». Причем не только щенков упомянутых пород, но и охотничьих, компаньонов и т.д. Логику владельцев городских собак, растящих питомцев в атмосфере недоверия к людям понять трудно. 2. Вторым фактором является поведение прохожих, шарахающихся от собак «опасных» пород. Щенок, наблюдающий такое поведение быстро привыкает к нему, его самооценка повышается, и в дальнейшем он действительно начинает демонстрировать доминантное поведение по отношению к людям, воспринимая как демонстрацию подчинения то, что люди уступают ему дорогу, а иногда и отдают вещи, лакомство. Конечно, постороннему человеку сложно отказать кобелю кавказкой овчарки, зашедшему «на огонек» проверить какой шашлык готовит отдыхающая компания. Получается замкнутый круг, разорвать который, по моему мнению, должны владельцы собак, воспитывая щенков более терпимо к людям. При этом важно приобретать щенка в возрасте примерно 8 недель, чтобы период, когда щенок лояльно относится к людям, не был пропущен. Этот возраст важен не только для установления отношений с людьми, но и в целом важно поместить маленького щенка в ту среду обитания, где он будет жить, будучи взрослой собакой. Щенки, живущие важный этап своего развития в обедненной среде (закрытые питомники, как крайний вариант – щенки клеточного содержания), в будущем вырастают может быть и в красивых представителей своей породы, но зачастую с ущербной психикой. Таких собак можно сравнить с детьми – маугли, которые полностью влиться в человеческое общество уже не могут. Полностью реабилитировать такую собаку уже не удастся. Коррекция ее поведения потребует у нового владельца огромных усилий. Существует масса примеров, когда щенки вырастают в доме, где уже живет кошка. Такие собаки в дальнейшем лояльны как минимум к кошкам, проживающим в доме, максимум – у них подавляется охотничье поведение в отношении кошек совсем. Аналогично, пастушьи собаки растут среди овец, деревенские не душат кур, если растут с ними. Так, создавая определенные условия жизни для щенка, мы формируем поведение взрослой собаки, ее взаимоотношения с другими видами, в частности с людьми. Еще Конрад Лоренц описывал импритинг – ранний этап социализации, когда гусенок воспринимает «родным» того, кого впервые увидит после вылупления. У собак этап запечатления общества, которое она будет предпочитать в дальнейшем, растянут на несколько недель. До 16 недель щенок учится общаться с себе подобными, учится языку поз, установлению иерархических взаимоотношений, социальным контактам. Поэтому раннее (до 5-6 недель) отнятие от матери и однопометников приводит к тому, что взрослая собака либо боится всех встречных собак, либо напротив, проявляет агрессивное поведение, не умея «прочитать» намерения, настроение встреченных собак. Зачастую владельцы щенков на первой прогулке испытывают массу негативных эмоций. Малыш может встретить взрослую собаку и описаться перед ней, показывая, что он мал и признает ее превосходство. Может из любопытства сунуться под нос собаке, ревностно охраняющей палочку. Когда та делает «крысу», а может и обозначает нападение (рычание, бросок, клацание зубами), он с визгом ретируется. Подобные взаимоотношения нормальны. Щенок не испытывает столь глубоких потрясений, которые приписывают ему сердобольные хозяева, пытаясь если не навсегда оградить его от общения с «большими злыми» собаками, то хотя бы до периода, когда щенок не вырастет сам. Выросший изолированно пес в дальнейшем не умеет устанавливать социальные контакты. Поэтому важно, чтобы щенок имел возможность играть с другими щенками, «здороваться» с адекватными взрослыми собаками и конечно важно, чтобы в течение этого периода у него было тесное взаимодействие с людьми. Какую бы собаку вы не купили, есть некоторые общие правила взаимоотношений с собакой, организации ее места. К собаке любой породы, размера нужно относиться в первую очередь как к собаке. Т.е ее нужно воспитывать, выгуливать, заботиться о ней с ответственностью взрослого человека. Для правильного выстраивания иерархических взаимоотношений необходимо показать собаке, что вы контролируете все значимые для собаки ресурсы. Это в первую очередь еда. Ни в коем случае нельзя оставлять собаке еду, чтобы у нее не создавалось впечатления, будто еда – это нечто постоянно присутствующее в миске, абсолютно вам не подконтрольное. В идеале вы должны кормить щенка или собаку, которая нуждается в коррекции поведения, только за выполненные команды. Например, «сидеть» - кусочек, «лежать» - кусочек, «лапу» - кусочек. Скормив таким образом примерно треть, можно дать команду «ждать», поставить миску, дать команду «можно» или «ешь». Если ситуация запущенная, если собака не отдает еду, если рычит около миски, тогда миску вообще на некоторое время убрать, кормить с рук. Любые требования собаки (как мы выше говорили трогание лапой, тыкание мордой, лай и т.д) нужно игнорировать, общаться с собакой только по вашей инициативе в те моменты, когда она демонстрирует нужное нам поведение. Иначе получается, что своим вниманием, общением, ласками мы поощряем поведение, которое на самом деле нас не устраивает. Также при построении взаимоотношений или коррекции проблемного поведения, нужно учитывать тот факт, что первым в дверь (другие узкие проходы) идет вожак. Вожак выбирает маршрут и чувствует себя уверенно везде, поэтому полезно подростка, когда у него возникает желание пересмотреть сложившиеся отношения, водить в новые места. Часто вопросы возникают по правильной организации места для собаки. Неправильная организация места может приводить к проблемам как со здоровьем, например, если место на сквозняке, так и к деструктивному поведению, если собака находится в изоляции. Как уже говорилось, собаки стайные животные, поэтому выделить песику место в коридоре, в то время как вся семья проводит время в комнатах и ожидать, что пес будет счастлив в одиночестве – неверно. Коридор вообще не подходит по многим причинам: во-первых, там все ходят беспокоя собаку, во-вторых, поблизости находится кухня, дразня собаку запахами пищи, в-третьих, там, как правило, сквозняк, да и вообще это помещение узкое, темное, неуютное. Также не подходит отдельная комната, так как собака будет лишена общения. Лучше всего разрешить собаке спать в спальне хозяев на своем месте (не в кровати). Идеально, если при этом через открытую дверь будет просматриваться и коридор. Для комфортной и беспроблемной жизни собака должна быть обучена ряду команд. В первую очередь это конечно команда «ко мне». Значимость этой команды трудно переоценить. Четкое ее выполнение спасло жизнь не одной собаке и сохранило целыми шкурки других. Собака также должна четко выполнять какую-либо тормозящую команду. Щенка лучше обучить команде «сидеть», а уж позже подросшую собаку команде «стоять». К значимым командам относятся и запретительные: «фу» и «нельзя». Это разные команды, как правило, команда «фу» дается резко, означает полный запрет на какое-либо действие, например, на подбор лакомства с земли. Команда «нельзя» более либеральная, например, собаке может быть запрещено играть чужим мячиком, но разрешено играть своим. Для собаки лучше, если она знает много команд, чем больше, тем лучше. Это усиливает взаимодействие с хозяином, собаке с ним интересно, она постоянно пытается угадать, какое ей дадут задание, какую игру предложат. Многие наблюдали картину: если замахнуться рукой, то собака кидается вперед, ожидая мячик. Или сама выполняет комплекс команд перед столом, за которым обедает семья, чтобы ее тоже угостили. Этот ритуал можно сбить, усложнив программу. Тогда собаке будет интереснее. Собака, как и человек, чувствует себя тем увереннее, чем больше знает и умеет. Существенно облегчат жизнь владельцу такие команды как «рядом», «дай». Помимо команды «дай» можно выучить и «плюнь», выполнение различается местом, куда собака опускает предмет. При команде «дай» - она подает апорт в руку, при команде «плюнь» - бросает на землю. При обучении важна своевременность воздействия. Многие неопытные владельцы делают следующую ошибку: усаживают щенка по команде. Ждут некоторое время, чтобы убедиться, что щенок действительно сидит, втайне надеясь, что он может быть сядет покрасивее, щенок устает, начинает заваливаться, вскакивает, владелец убедившись, что лучшего уже не добьется, хвалит и дает лакомство. Что же он поощряет таким образом? С точки зрения щенка – быстрое вскакивание. Или другой пример: оставшийся один щенок провел инвентаризацию и мелкий дизайн квартиры. Вернувшийся домой хозяин обнаруживает обрывки и огрызки, возмущенный начинает ругать маленького сорванца. Чему научит малыша такое поведение? Знанию того, что владелец может вести себя крайне неадекватно: щенок спал, никого не трогал, проснулся, услышав поворот ключа в замке, радостный побежал встречать старшего друга, а друг в ответ на него наорал. Вывод: поменьше контактировать с непредсказуемым человеком. А гораздо эффективнее было бы дать запрещающую команду в момент, когда щенок только принюхивался к мусорному ведру или примеривался стащить журнал с кресла. Незамедлительное воздействие важно и при положительном, и при отрицательном подкреплении. Положительным подкреплением является все то, что приносит щенку удовольствие: еда, лакомства, игры, ласки, внимание, прогулки, игрушки. Мы должны помнить, что положительное подкрепление должно всегда исходить от хозяина. При демонстрации собакой нужного человеку поведения она получает от него что-то приятное, это побуждает ее повторить данное действие, чтобы опять получить приз. А воздействие отрицательного подкрепления лучше организовать так, чтобы собака не видела источник неприятности. Щенки, изучая мир, узнают, что дерево твердое, вода мокрая и т.д, в дальнейшем во время игр стремятся избежать столкновения с деревом или падения в лужу, так как физические характеристики дерева или воды не зависят от времени года, суток, настроения хозяина и т.д. Поэтому, если нам нужно отучить щенка от нежелательного поведения, мы должны организовать ситуацию таким образом, чтобы неприятное воздействие было результатом действий щенка. Например, щенок залезает на стул, чтобы стянуть со стола лакомство. Можно поставить на край стола полоску фанеры, сверху поставить несколько жестяных банок, так, чтобы при опоре лапами все это сооружение с грохотом обвалилось. Таким же способом щенка можно научить команде «рядом». Для этого нужен обычный поводок, а не рулетка. Вы должны двигаться вперед только при провисшем поводке, как только поводок натягивается, вы останавливаетесь. Дополнительных команд давать не нужно. Щенок должен сам убедиться, что натянутый поводок – это невозможность движения. Продолжать двигаться можно только после провисания поводка, неважно по какому поводу: щенок пошел к вам, сел, устав ждать, его заинтересовало что-то иное немного сзади, главное, что поводок провис. Здесь также важна моментальная реакция человека на состояние поводка. Если реагировать невпопад, то щенок ничему не научится, ведь он не получает от вас ясный сигнал. О чем еще должен помнить человек перед тем, как завести собаку? Собака в зависимости от породы проживет 10-15 лет, а если повезет, то и 20. В течение всего этого длительного периода владелец тратит финансовые средства на корм, лакомства, поводки, ошейники, игрушки, прививки, глистогонное, сезонную обработку от клещей, миски, шампуни, когтерезки; вероятны затраты на ветеринарное обслуживание, инструктора, спорт, а возможно предстоят выставки, вязки, роды и щенки. Потребуются большие затраты времени на прогулки, игры, приготовление пищи, если собака питается натуралкой. Собака нуждается в нашей любви и внимании, в независимости от нашего настроения, самочувствия, жизненных неурядиц и т.д. Собаке нужно организовать жизненное пространство в доме: место для отдыха, еды, возможно для лотка, ящик для игрушек.
Источник: http://www.zoovet.ru |